Мы привыкли, что обычно на детских площадках в российских дворах либо царит разная степень разрухи, либо установлены набившие оскомину типовые конструкции. А вот в Первоуральске недавно начали появляться площадки, максимально далекие от эпитетов "типовой" и "скучный". Их главная особенность - горки-тоннели высотой с трехэтажный дом, которые выпускает местная фабрика "Наш двор". Основатель компании Алексеей Дмитрошкин рассказал, почему риск - именно то, что дети ждут от игровых площадок, и почему это нормально.
Алексей, расскажите, в чем, на ваш взгляд, главная проблема стандартной детской площадки в России?
Фабрика "Наш Двор" разрабатывает и производит детское уличное игровое оборудование более 20 лет. И за эти годы мы насмотрелись на печальную картину. Абсолютно все детские площадки от дворовой до интегрированной в какое-то общественное пространство собраны либо из продукции "Ксил" (один из производителей стандартных детских городков - прим.ред.), либо из более или менее удачных реплик от других производителей, которых у нас в стране уже более 80. Заглянем в любой двор или парк от Сахалина до Калининграда и увидим однотипные и обязательно раскрашенные в яркие цвета фанерные городки-близнецы. На наш взгляд происходит (но мы уверенны, что уже заканчивается) удовлетворение ажиотажного массового спроса массовым же субпродуктом.
Почему так?
Этот массовый спрос в основном обусловлен постсоветским вакуумом в детских площадках. Их просто не было, причем любой функциональности и качества. Но самая главная причина - беспрецедентное финансирование государства, которое мы все видим в последние годы. Та же программа "Комфортная городская среда". И к сожалению, все, что появляется в "новых" дворах - это видение и решения чиновников. Они решают, что надо и чего не надо нашим детям. А пределом их мечтаний вообще является огромный раскрашенный в желто-красные цвета фанерный Кремль.
Сознаюсь, и производимая нами для массового сегмента рынка продукция также "причесана" под соответствия сформированным чиновниками критериям обывательского спроса. Но повторяю, мы видим, что эпоха "массового квадратно-гнездового засеивания" однотипными клонами заканчиваются. Наши люди наелись уже этими дворами, они видят, какие дворы "у них там", они видят, какие интересные площадки с установленным импортным оборудованием стали появляться и у нас в крупных городах.
Возьмем для примера двор у моего дома. Там стоят два стандартных игровых комплекса: от "Наш Двор" и от "Ксил", и дети старше 7 лет на них вообще не играют, они им абсолютно не интересны и скучны. Двор пустой, дети сидят с гаджетами по квартирам, а если и играют, то, несмотря на все запреты и вроде бы предусмотренные ограничения, им интересно залезть на крышу башни, обсудить там стратегию спуска и слезть оттуда обратно.
У вашей компания есть целая философия о необходимости контролируемого риска на детских площадках. Расскажите подробнее, в чем она заключается.
По нашему мнению, детский игровой комплекс должен давать детям возможность рисковать в игре и при этом не подвергать себя опасности. В детях от природы заложено желание залезть повыше - на дерево, на скалу. Вспомните себя: все мы лазили на деревья, чердаки и крыши домов по пожарным лестницам.
И не надо думать, что детям будет страшно на высоких горках. Преодолевая препятствия с "риском", они забираются на допустимую, в их восприятии, высоту, и она значительно выше, чем себе представляют взрослые. У нашей первой башни с горкой Slaid высота спуска достигала 7 метров. И когда мы впервые показывали эту горку на выставке, мы слышали не только от чиновников, но и от довольно-таки продвинутой части архитекторов даже не вопрос, а утверждение: детям будет страшно с нее скатиться. Но это не так. Дети от этого в восторге - от малышни до старших ребят, эдаких циничных подростков, с которых в этих забавах начисто слетает напускная взрослость, и они с таким же детским неподдельным восторгом слетают с горок. Накатавшись и немного привыкнув, дети поднимают на башню - а это высота трехэтажного дома - снег в пакетах, высыпают его в тоннель для дополнительного скольжения и на этих пакетах слетают вниз со скоростью сверх всяких европейских стандартов.
Дети хотят острых ощущений, ну вот такие они. Если мы не дадим им контролируемого риска в игре, то они найдут его на горе, спуск с которой выходит на дорогу, они будут кататься на зацепе вагонов и залезать на мачту ЛЭП, чтобы сделать селфи. А кто не такой смелый, тот будет получать адреналин от компьютерных игр. Да! Компьютерные игры интересней детям, чем те детские площадки, которые им строят взрослые.
Как думаете, а есть ли запрос на такие площадки у взрослых? Может быть, после сидячей работы им тоже нужно место, где можно весело выпустить пар?
Участие взрослых в игре - очень важный фактор. Родители с таким же удовольствием развлекаются, спускаясь с таких горок и получая помимо адреналина еще и хорошую физическую нагрузку вместе с детьми. Дети скатываются в среднем до 10 раз. Проведем несложный подсчет и увидим, что за игрой ребенок, сам того не заметив, поднялся на 30 этаж! И не просто поднялся по ступеням лестничного марша, а поднялся по увлекательному лабиринту с переходами по канатным тоннелям над макушками деревьев.
Горки Slaid сейчас все больше становятся популярными в мире. Они встречаются в торговых центрах, офисных зданиях, в общественных местах, и пользуются ими люди всех возрастов. Устанавливают даже в детских садах, домах престарелых и интернатах для инвалидов, в качестве дополнительных эвакуационных путей при пожаре, дублирующих эвакуационные лестницы.
А что ответить родителям, которым страшно отпускать детей кататься на такую высокую горку?
Правильно спроектированная тоннельная спиральная горка может быть высотой и в 10, и в 30, и в 50 метров. В России самая высокая горка достигает 8,9 метра в высоту, а длина спуска у нее 19 метров, и установлена она на нашей площадке у Инновационного культурного центра в Первоуральске. И заметьте, что эти характеристики были ограничены все теми же утверждениями "детям будет страшно, они туда не полезут" со стороны заказчика.
Заниматься проектом Slaid нас вдохновила встреча на конференции в Москве в апреле 2017 года с Юлианом Рихтером, основателем концепции игрового оборудования с "завышенным порогом риска". Это легендарная личность. Всю свою жизнь и карьеру он посвятил делу создания уникальных игровых площадок. Он же как ведущий мировой эксперт в области детского игрового оборудования стоял у истоков разработки Европейских директив безопасности EN 1176, которые наш российский ГОСТ взял за основу. Этих рекомендаций мы и придерживаемся. За год мы разработали и внедрили технологии производства горок Slaid у себя на фабрике, построили новый производственный участок, оснащенный самыми современным оборудованием, и вот уже включили нестандартные площадки с горками в каталог у себя на сайте.
Оригинал статьи: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/news/525-bezopasnyy-risk-kak-v-pervouralske-delayut-detskie-gorki-vysotoy-s-trehetazhnyy-dom